Опыт, проблемы, пути решения

РИП Поддержка детской инициативы как обязательное условие развития самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста»

РИП Поддержка детской инициативы как обязательное условие развития самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста»

от Стриганкова Лариса Викторовна -
Number of replies: 3

Доброе время суток уважаемые коллеги!  

In reply to Стриганкова Лариса Викторовна

Re: РИП Поддержка детской инициативы как обязательное условие развития самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста»

от Павлова Алла Арнольдовна -

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Наш детский сад, МДОУ "ЦРР - д/с № 18 "Город чудес", работает как РИП по данной теме.

Интересной педагогической находкой нашего коллектива является создание детского движения "Будильники"

Цель: позитивная социализация каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и темпов развития.

Девиз: «Проснулся сам, разбуди другого!»

Направления деятельности детского движения:

  1. Патриотическое: «Это Родина моя!..»
  2. Эколого – краеведческое: «В гостях у совы Серафимы»
  3. Физкультурно – оздоровительное: «Здоровье – это здорово!»
  4. Художественно – эстетическое: «Радуга талантов»
  5. Волонтерское: «Сами!»

Векторы направлений деятельности:

-       Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству).

-       Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство).

-       Семья (любовь, здоровье, почитание родителей, забота о старших и младших).

-       Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость).

-       Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание).

-       Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие).

-       Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

-       Человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов).

В "Будильники" принимаются дети старших и подготовительных групп. Существуют элементы формы: пилотка и галстук.

Членство в детском движении - гордость для детей и дополнительный стимул к развитию инициативы и самостоятельности.

In reply to Павлова Алла Арнольдовна

Re: РИП Поддержка детской инициативы как обязательное условие развития самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста»

от Павлова Алла Арнольдовна -

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования «поддержка инициативы детей в различных видах деятельности» признается одним из основных принципов дошкольного образования.

Реализация данного проекта («Поддержка детской инициативы – как обязательное условие развития самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста») даст возможность:

  • детям – развивать умение действовать по собственной инициативе, как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; выполнять действия без помощи взрослых; осуществлять самоконтроль при наличии адекватной самооценки.
  • педагогам – повысить свою профессиональную компетентность;
  • родителям – получить необходимые знания в области поддержки инициативы, самостоятельности и ответственности детей.

В своей ежедневной работе и при подготовке и проведении мероприятий воспитатели нашего ДОУ применяют переработанные или вновь созданные эффективные технологии поддержки детской инициативы:

1)     «Клубный час»;

2)     «Центры активности»; 

3)     «Детский совет»;

4)     проектная технология;

5)     «Детское движение»,

6)     информационно-коммуникационная технология,

7)     «Детская журналистика».

Цель использования данных технологий – воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки. 

Результатом применения технологии "Детская журналистика" явилось создание видеожурнала "Конфетка" (имеется уже 9 выпусков). Посмотреть выпуски журнала "Конфетка" можно на официальном сайте МДОУ "ЦРР - детский сад № 18 "Город чудес" http://18gorodchudes.ru/ и на нашем You Tube - канале

In reply to Стриганкова Лариса Викторовна

Re: РИП Поддержка детской инициативы как обязательное условие развития самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста»

от Стриганкова Лариса Викторовна -

 

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №232» города Саратова участвует в инновационном проекте «Поддержка детской инициативы как обязательное условие развития самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста». Сроки реализации инновационного проекта: 3 года и 7 месяцев (сентябрь 2017 г. – 31 марта 2020 г.).

Цель инновационной площадки – разработка организационно-педагогических условий для развития самостоятельности и ответственности детей дошкольного возраста через использование инновационных способов и направлений поддержки детской инициативы.

 В соответствии с программой проекта «Поддержка детской инициативы как обязательное условие развития самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста» были созданы организационно-педагогические условия для развития детской самостоятельности и ответственности в дошкольном возрасте путем внедрения инновационных педагогических технологий: 

 В нашем Учреждении широко используется педагогическая технология  «Дети волонтёры»

 В ходе проведения педагогической технологии «Дети-волонтеры» педагоги реализуют технологию эффективной социализации, которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т.д.

Цель технологии - «Дети-волонтёры» - это развитие дошкольного волонтерского движения в Учреждении. Главной целью является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

 

Задачи педагогической технологии «Дети-волонтёры» следующие:

- Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе;

- Создание такой ситуации развитие, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;

Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности

В нашем Учреждении используется технология «Дети-волонтеры», предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. На первом этапе педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.

Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.

Например: дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно­-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.

Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время «Клубного часа», когда старшие дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада в помещении или на прогулке.

Составлен ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших. Утвержден график посещения групп детьми-волонтерами.


Создана эмблема Детей-волонтеров МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №232» города Саратова

Итоги и опыт дети вместе с педагогами обсуждают в рефлексивном кругу.

Результаты использования педагогической технологии «Дети-волонтеры»:

-Развития самостоятельности и ответственности;

-Навыки общения в разновозрастном коллективе;

- Участие детей в волонтерском движении помогает освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;

- Ребята учатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;

- Дети готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных;.

- Формируется негативное отношение к плохому у детей и идет обеспечение способов социальной активности, позволяющих перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников;

Выводы: волонтерство помогают детям накопить социальный опыт, усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду, развить самостоятельность и ответственность, получить опыт общения в разновозрастном коллективе.

 

В нашем Учреждении педагоги применяют педагогическую технологию "Рефлексивный круг"

Рефлексивный круг общения - одна из форм работы, которая позволила сформировать у воспитанников Учреждения потребность и умение быть внутренне свободным. «Рефлексия» от лат. — «Обращение назад, на себя» — это особая активность человека, направленная на осмысление собственных действий и состояний самопознания, на самораскрытие своего внутреннего мира.

Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей. Соединение этих двух понятий (рефлексия и круг) отражает основную направленность нашей работы: научить ребёнка обращаться к различным сторонам собственного опыта, соотносить его с мнением других детей и сотрудничать с ними. В основе рефлексивного круга лежит определенный сюжет, иногда несколько занятий объединяются общим сюжетом. Благодаря этому дети вовлечены в деятельность, что повышает эффективность занятий и интерес у педагогов Учреждения к изучаемому материалу, проблеме. Педагогическая технология «Рефлексивный круг» построены на основе событийности: дети анализируют собственный опыт, как бы проживают те или иные события, а получаемая информация приобретает для них личностную окраску.

Цель рефлексивного круга: раскрытие «я» ребёнка, присущей только его индивидуальности.

Задачи:

- Развивать уверенность в себе, способность выслушивать товарищей.

- Развивать коммуникабельные способности и коммуникативные навыки.

- Обучать детей установлению контакта между собой.

- Воспитывать взаимовыручку и доброжелательное отношение друг к другу.

Педагоги нашего Учреждения используют «Рефлексивный круг при переходе одного вида деятельности в другой. Тем самым анализируют поведение и поступки вместе с детьми.

 

Attachment эмблема дети-волонтеры.png