Опыт, проблемы, пути решения

РИП «Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в работе по ранней профориентации». Ошибки на стадии пропедевтики оптации.

РИП «Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в работе по ранней профориентации». Ошибки на стадии пропедевтики оптации.

от Бриурош Светлана Николаевна -
Number of replies: 4

Добрый день, уважаемые коллеги! 

Мы много говорили с вами об актуальности, целях и задачах ранней профориентации. Не раз делились опытом выбора методов и форм данной работы с дошкольниками и младшими школьниками.А я предлагаю обсудить вопрос, каких ошибок мы не должны  допустить на этапе ранней профориентации, чтобы наши ребята, войдя в период выбора профессии, обладали всей необходимой информацией по теме и не испытывали стресс. Ведь любая ситуация выбора - это всегда мощная стрессовая ситуация для человека в том случае, если он не готов к этому выбору. 

Вот несколько типичных ошибок, которые я вижу:

1) Рассматривать раннюю профориентацию как ранний выбор профессии. Кода мы говорим про раннюю профориентацию, речь идёт о ранней подготовке к профессиональному выбору. Наша задача - сформировать позитивное ценностно-мотивационное отношение к миру труда, обеспечить достаточную информированность о мире профессий и его многообразии. Трактовка ранней профориентации как раннего профессионального выбора является некорректной и на практике приводит к актуализации этических и психологических рисков в становлении профессионального становления.

2) Не учитывать преемственность и непрерывность на этапе ранней профориентацииВажнейшими характеристиками профессионального становления человека выступают преемственность и непрерывность. Субъект профессионального самоопределения формируется постепенно, потому что профессиональное самоопределение - это не разовый акт, а длительный процесс, предполагающий формирование и развитие определенных компетенций. Каждая последующая ступень образования должна преемственно развивать основы, заложенные на предыдущих ступенях образования.

3) Не включать родителей в процесс сопровождения профессионального самоопределения их собственных детей. Пропедевтическая работа должна проводится не только с дошкольниками и младшими школьниками, но и с их родителями. Результатом этой работы должна быть целенаправленная комплексная подготовка родителей, как равноправных партнёров школы и других организаций сетевого взаимодействия, необходимых на стадии пропедевтики становления профессионального самоопределения их ребёнка.

- А как вы считаете, каких ещё ошибок нельзя допускать на этапе ранней профориентации?

 

 

 

 

 

 

Теги:
In reply to Бриурош Светлана Николаевна

Re: РИП «Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в работе по ранней профориентации». Ошибки на стадии пропедевтики оптации.

от Аль Зайат Елена Александровна -

Светлана Николаевна, полностью разделяю ваше мнение. Проблема преемственности детского сада и школы по вопросам ранней профориентации очень актуальна. Вовлечение родителей также является важным условием реализации инновационной деятельности. Я бы еще добавила к этим пунктам учёт регионального компонента при формировании представлений о мире профессий у воспитанников и учащихся. (в соответствии с потребностями регионального рынка труда)

In reply to Аль Зайат Елена Александровна

Re: РИП «Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в работе по ранней профориентации». Ошибки на стадии пропедевтики оптации.

от Бриурош Светлана Николаевна -

Елена Александровна, добрый день! Согласна с Вами, что учёт регионального компонента при формировании знаний о мире профессий у дошкольников и младших школьников очень важен.

Кроме того, считаю ещё одной ошибкой в период ранней профориентации освещение только видимой привлекательной стороны той или иной профессии, предоставление детям неправильной или устаревшей информации. Мир профессий не стоит на месте и непрерывно меняется. Одни специальности уходят в прошлое, другие появляются. С развитием науки и общества изменению подвергаются практически все имеющиеся сегодня на рынке труда профессии. И мы обязаны предоставить детям достоверную информацию, что представляет собой та или иная профессия в настоящее время. 

In reply to Бриурош Светлана Николаевна

Re: РИП «Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в работе по ранней профориентации». Ошибки на стадии пропедевтики оптации.

от Бриурош Светлана Николаевна -

Добрый день, коллеги! Во избежании ошибок на этапе ранней профориентации необходимо помнить о некоторых принципах и технологиях современных форматов профориентационной работы, которые активно можно использовать в дошкольных учреждениях и начальной школе. 

Принцип практикоориентированности, предполагающий формирование собственного профориентационно значимого опыта ребёнка, а не "убеждение" его посредством внешнего воздействия на его сознание. Принцип междисциплинарности, который требует подключения к педагогическому сопровождению обучающихся специалистов различного профиля. Принцип социального партнёрства, предполагающий организацию сетевого взаимодействия  структур при сопровождении. Активные и интерактивные формы работы и педагогические технологии: практикоориентированные, исследовательские, игровые и т.д.

In reply to Бриурош Светлана Николаевна

Re: РИП «Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в работе по ранней профориентации». Ошибки на стадии пропедевтики оптации.

от Худанова Майя Михайловна -

       Доброго времени суток! Говорят ребёнок  выбирает свою профессию играя.Хорошо, что вы намерены на ранней стадии развития ребёнка знакомить его с о с разными профессиями. В этом Вам помогут подвижные и кабинетные игры. Предполагаю, что на этой стадии развития малыша важно сначала научить уважать любую профессию, и любой труд, в противовес родительским суждениям, о статусе профессии, а также важно обратить внимание на индивидуальные способности ребёнка к той или иной деятельности, помогая родителям развивать эти способности в дальнейшем. Предполагаю, что излишне навязывать(приклеивать) ему с ранних лет профессию. Ведь он только лишь вступает в проект познания жизни.  Спасибо. Это только лишь субъективное мнение.